Читать 4 мин.

Первая футбольная тренировка: удар ногой, игра рукой

Ультрамарафонка, МСМК по суточному бегу и редактор WB.Motivator Наталия Поротикова никогда не играла в футбол. Но это слишком популярный спорт, чтобы можно было не разделять интерес к нему со своей аудиторией, подумала она и внедрилась в футбольную школу GirlPower Football School в качестве ученицы, чтобы узнать на практике все тонкости и понять игру изнутри. 

Куда идти учиться футболу, сомнений не было: я подписана на страницу GirlPower на фейсбуке и давно смотрю на них с восхищением. Позиция основателя в отношении женского спорта, недавний запуск бесплатного обучения для девочек с 5 до 12 лет, даже сотрудничество с «Адидас» — у них есть на что смотреть, что поддерживать и чему учиться. 

На первую тренировку я зарегистрировалась на сайте футбольной школы; в ответном письме пришла подробная схема проезда. Я добралась так быстро, что оставалось ещё минут двадцать. Среди футболисток в раздевалке были в основном молодые девушки, и среди них две взрослые женщины, не меньше 45 лет. Я порадовалась и за них, и за себя: до последнего думала, что мне откажут из-за возраста (мне 37 лет). 

В холле меня встретила футболистка Яна и проводила на поле к тренеру Саше. Отношение к новичкам здесь очень доброе; в ожидании Сашиного свистка о начале тренировки я слонялась по полю и не знала куда себя деть, и вдруг увидела, что ко мне идёт основатель школы Владимир Долгий-Рапопорт. «Привет. Я могу чем-то помочь?» 

Занятие началась с разминки: короткие перебежки по несколько шагов + упражнения. Пока не появился мяч, я более или менее справлялась. Потом мы стали играть в разминочную игру: получив мяч, нужно было меньше чем за три шага осалить кого-то из соперников или отдать пас своему. Я схватила мяч, и так с ним и побежала. В этот момент коллеги по команде, конечно, всё про меня поняли, но ничего не сказали. Терпение и вежливость здесь проявляют и ученики тоже (как по мне, это показатель того, какая культура у места на самом деле). 

После разминки мы стали делать упражнения. Было ощущение, что ноги я использую впервые. Я с завистью смотрела, как ведёт мяч Саша: казалось, что у него дополнительный сустав в стопе. Оперативная память позволяла мне делать не более двух непривычных действий в одном задании; если их было больше, меня направляли — либо тренер, либо напарница Женя. Женя сама была на занятии второй раз, но она явно имела большой опыт дворового футбола. И вообще в новичковой группе я увидела девушек, которые где-то уже играли (во дворе, с друзьями), а в школу пришли оттачивать технику; их движения, может быть, не были блестящими, но они понимали смысл и цель своих действий.  

Потом Саша притащил большие ворота, и мы стали играть. Саша присоединился к команде, где была я, и правильно: быстро выяснилось, что в игре я не ноль, а скорее отрицательная величина, это надо было как-то компенсировать. 

Мне досталось место нападающей — самое лёгкое, как сказал Саша. Вот они, боевые итоги моего первого футбола: 

— забито голов — 1 (на разминке, в детские воротца, с расстояния двух метров); 
— попыток зафиксировать исторический момент для инстаграма — 0; 
— передач команде соперниц — 4; 
— моментов «вот тебе мяч, ты нападающая, забивай гол» — 2; 
— из них передач прямо в ноги другой команде — 2; 
— ударов мимо мяча — сбилась со счёта; 
— попыток отнять мяч у своей команды (причем у тренера Саши, он бегал за игрока) —1; 
— моментов непонимания, где свои ворота, а где чужие — не менее 10 (от автогола мою команду спасало только то, что бить я не умею); 
— отбитых ног у девочки Алисы, нападающей команды соперниц — 2 (это я пыталась отнять мяч).

Всю игру я гонялась за мячом и не успевала. На будущее поставила себе цель — научиться просчитывать будущие вероятные действия соперниц. Единственное, что у меня получалось действительно хорошо — мешать другим игрокам на поле. 

После тренировки Саша нас собрал, спросил каждую, что было полезным, что, может быть, не понравилось; девушки отвечали конкретно, по делу, чему научились. Я сказала, что для первого занятия в жизни всё нормально. И это правда так. Это заслуга тренера и школы: при катастрофическом уровне умений и игры со мной всё действительно нормально, и я точно буду продолжать. 

У GirlPower есть собственная тренерская школа, и общий подход чувствуется. Когда я уходила, наткнулась на Владимира — тот спросил, как тренировка; встретила Яну — она спросила, как всё прошло. И это не искусственно; им на самом деле не всё равно. Это было ужасно мило. 

Я вспомнила впечатление пятилетней давности, вечернюю прогулку по Пирею — это такой порт и пригород Афин со своей футбольной командой имени Посейдона. Я забрела в район, где стояло несколько футбольных манежей, штук восемь; на улице не было ни одного человека, все либо играли, либо смотрели. Помню зависть, которую я тогда почувствовала — к их единению, к их увлечению. А ведь чтобы найти что-то очень похожее в России, нужно было просто записаться на тренировку и приехать в Лужники.