Использование мёда во всём мире

    img

    Этнографические и исторические отчёты о производстве напитков на основе мёда вАфрикеподтверждают, что мёд обычно разбавляли водой для приготовления напитков, как это описалИбн Баттута, посетивший город Валата вМавритании, в 1352году. Он описывает кислый напиток, приготовленный из молотого проса, смешанного с мёдом и кислым молоком, с добавлением воды[3].

    Имеющиеся данные свидетельствуют о появлении пчеловодства около 2500г. дон.э. вЕгипте, а затем в разных цивилизациях по всему миру. Записи доказывают, что египтяне строили сложные системы для производства мёда, в том числе специальные плоты для перемещения ульев по рекеНил, чтобы поддерживать близость к сезонным цветущим растениям. Многие саркофаги уже в XXвеке были найдены запечатанными воском. Мёд был самым популярным египетским лекарством, упоминавшимся 500 раз в 900 источниках. Почти все египетские лекарства содержали мёд вместе свиномимолоком, а древние мази на основе мёда назначали для поверхностного применения. Древние египтяне приносили мёд божествам в жертву и использовали мёд длябальзамированиямёртвых, полные горшки с мёдом обычно отдавали мёртвым в качестве еды в загробной жизни[4].

    Сбор мёда вДревнем Египте

    В начале 1920-х годов вКуэвас-де-ла-Аранья(исп. Cuevas de la Araña)вВаленсии(Испания) были обнаружены наскальные рисунки, на которых чётко изображена человеческая фигура, собирающая мёд прямо из улья. Эту фигуру теперь называют «Человек из Бикорпа». Исходя в том числе из этого рисунка учёные сделали вывод, что на территорииИспаниимёд собирали в диком виде уже около 8000г. дон.э.[4].

    ПапирусСмита описывает лечение медицинских проблем вДревнем Египтев том числе мазями на основе мёда, около 1600г. дон.э.

    История мёда в медицине продолжается в культуреДревней Греции. Греки твердо верили, что употребление мёда приносит значительную пользу. Греческая мифология рассказывает о еде или напитке под названиемамброзия, которая была богата мёдом. Был и настоящий напиток, приготовленный из мёда и непереброженного виноградного сока, известный какOenomel. В греческой культуре этот напиток использовался как народное средство отподагры, нервов и беспокойства.Гиппократпредписывал простуюдиету, отдавая предпочтение мёду в виде оксимеля (уксуса и мёда) при болях, гидромеля (воды и мёда) от жажды и смеси мёда, воды и различных лекарственных веществ при острых лихорадках. Также он рекомендовал мёд для лечения облысения,контрацепции, заживления ран, слабительного действия, кашля и боли в горле, болезней глаз, местногоантисептика, профилактики и лечения шрамов[5]. ВДревнем Римемёд был основой кулинарии и носил священный характер.Плинийподробно говорит об этом в своей «Естественной истории», а поэтВергилийпосвящает пчеловодству четвёртую книгу «Георгик».

    «The Compendium of Materia Medica», иллюстрация из справочника, на которой изображены пчёлы, собирающие мёд. 1505год н.э.,Китай

    В одной из самых важных книг по китайской медицине «The Compendium of Materia Medica»мёд упоминается как вещество, не содержащее ни «инь», ни «ян». В 1503году император династии Мин Ли Цзун поручил имперскому врачу Лю Вэньтай составить новый травяной сбор (bencao). Получившаяся в результате работа, насчитывающая 42 тома, содержала записи о 1815 фармацевтических растениях и других веществах, а также 1358 полноцветных иллюстраций, выполненных художниками, включая Ван Шичана. В этой книге, написанной во времена династии Синь около 1596года, также рекомендовалось ежедневное употребление мёда для поддержания внутренней и внешней жизненной силы. Образец, хранящийся в библиотеке Китайской академии традиционной китайской медицины, представляет собой прослеживаемоефаксимиле, сделанное в период династии Мин (1368—1644) неизвестным автором. На иллюстрации показаны пчёлы, делающие мёд. Фэнми (Fengmi)— это общий термин для обозначения мёда. Чуаньчжоу фэнми(Chuanzhou fengmi)относится к мёду из района Сычуань. Шими (Shimi)— скальный мё), также известный как ями (yami) -скальный мёд, производится чёрными пчёлами, напоминающими слепней, ареалом обитания которых являются высокие скалистые горные районы и пещеры[6].

    В исламской медицинской системе мёд считается полезным напитком.Священный Коранярко иллюстрирует потенциальное терапевтическое значение меда[5]:

    وَأَوْحَى رَبُّكَ إِلَى النَّحْلِ أَنِ اتَّخِذِي مِنَ الْجِبَالِ بُيُوتًا وَمِنَ الشَّجَرِ وَمِمَّا يَعْرِشُونَ ثُمَّ كُلِي مِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ فَاسْلُكِي سُبُلَ رَبِّكِ ذُلُلاً يَخْرُجُ مِن بُطُونِهَا شَرَابٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ فِيهِ شِفَاء لِلنَّاسِ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

    «Твой Господь внушил пчеле: «Строй дом в горах, на деревьях (в дуплах) и в домиках (ульях, которые строят люди). А затем питайся от всех плодов и следуй путями твоего Господа (для поиска пропитания на далёком расстоянии и чтобы найти дорогу к дому), которые доступны тебе»»

    В средние векапчеловодствоподчинялось феодальному праву, разрешавшему королям, лордам иаббатствамбрать определённое количество роев, ульев, воска и/или меда на пасеках своихвассалов. С XIIвека в латинских и французских хартиях появляется профессия «бигр» (англ.bigres)— охранников, ответственных за наблюдение за дикими пчёлами, и сбором мёда и воска с этих же роев. Кроме того функция бигров заключалась в том, чтобы восстанавливать дикие рои. Разведение медоносов было особенно развито вмонастыряхили в лесу крестьянскими общинами или биграми. В 1586году Луис Мендес де Торрес написал первую книгу по пчеловодству на кастильском языке, в которой утверждал, что главная пчела в улье— самка (до этого считалось что ульем правит король). В 1597году Теодорум Клутиум из Лейдена, в свою очередь, подтвердил, что король был королевой[7]. Первым европейским теоретиком научного пчеловодства был лютеранский пасторГадам Богухвал Шерах, который издавал с 1766года по 1771год первый в Европе научный журнал по пчеловодству «Abhandlungen und Erfahrungen der Oeconomischen Bienengesellschaft in Oberlausitz» («Очерки и опыт пчелиного общества вВерхней Лужице»).

    Высокотоварной отраслью пчеловодство стало во многих странах сельского хозяйства только после того, как в 1851году американским пчеловодомЛангстротомв США был запатентован свой рамочный улей, где рамки извлекались сверху специальным устройством[8]. В 1866году изобретатель-пчеловод Франц фон Грушка представил свою усовершенствованную медогонку, которая представляла собой «центробежный аппарат для полного освобождения сотов от мёда без необходимости отделения сотов от рамок или планок» С этого периода времени промышленное пчеловодство стало популярной и быстроразвивающейся отраслью[9].